Зло и образ Самости
Принимая во внимание реальность деструктивности, реальность зла, Юнг, а за ним и мы, пришли к тому, чтобы поставить под сомнение слишком оптимистическую концепцию Самости, позицию, которая слишком однозначно уверена в динамике противоположностей и их восстанавливающей способности. Слишком оптимистичная концепция, которую можно увидеть во фразах типа: «Природа, правда, разрушает то, что сама же строит, но это лишь для того, чтобы затем восстановить», или «Позволить естественное психическое развитие» [Jung 1995: 91], или идеи типа «От зла придёт добро», или «Все это - часть более широкого замысла...» Начиная с 1940-х годов Юнг опровергает это видение, интенсивно работая над развитием другой концепции Самости и её динамики, которая заставляет его усомниться в образе всеблагого Бога (6), которому можно полностью доверять, и необходимости существования контрагента - Дьявола или Сатаны.
В «Ответе Иову» он подхватывает историю Иова с того момента, когда он и его друзья думают: если все это падает тебе на голову, то это потому, что ты сделал что-то не так, что ты оскорбил Бога, что ты не был «праведным». Иов возражает: он не чувствует, что сделал что-то плохое, но ему самому трудно поверить, что он не сделал ничего плохого, что вызвало эти беды, и найти смысл в том, что с ним происходит. Конечно, он слишком глубоко верил в Бога, который есть только добро; и он привык думать, что бытие праведником предполагает, что его жизнь будет «идти, как надо», и что, наоборот, если она не «идёт, как надо», то он не был праведником.
Так вот, «как за грехи нужно платить, так и за праведность... [Jung 1974: 37]», заключает Юнг. Тень праведности - несправедливость. Это не значит, что бедствия обрушиваются на Иова только потому, что он слишком верил в благость Бога. Мы должны уйти от идеи вины и причинности. На самом деле, Юнг говорит нам, что Сам Бог не ведает, что творит, не имеет никакого умысла по отношению к Иову. Он живёт и попускает своему противостоянию с Сатаной идти своим чередом. И именно от конфликта между Богом и его Тенью, Сатаной, проистекают бедствия, одолевающие Иова.
Юнг рассматривает в «Эоне» и в «Ответе Иову» старый христианский вопрос о privatio boni, в котором зло возникает как следствие того, что было сделано неправильно по вине человеческого рода. Зло, говорит он нам, не является privatio boni, оно не рождается от «повреждения души»; это не «порок или дефект, то есть пагубное использование благих вещей». Зло — это автономная сущность, которая существует сама по себе и которая не вступает в каузальную связь с добром.
Принятие существования зла в Самости, согласие с тем, что зло не происходит от недостатка добра, является тяжёлой задачей и всегда будет оставаться таковой, настолько сильным является желание сохранить очень хороший и надёжный образ того, что управляет всем в этом мире. Конфликт очень напряжённый. Неприятие, отрицание реальности зла соизмеримо с той жертвой, которую люди будут стремиться избежать - потери идеала Самости, порядка вещей, схемы организации психического развития и мира, на который мы могли бы уверенно опираться, который гарантирует нам, что если мы все сделаем правильно, если мы «праведны», если мы находимся в согласии с Самостью, то смерть, зло, несправедливость, груз нашей истории и сама История пощадят нас.
Юнг в разных местах описывает взаимодействие сил «добра» и «зла» в динамике Самости, пытаясь показать процесс столкновения и взаимодействия этих двух сил, и что из этого вытекает. Он делает это в избытке в «Ответе Иову» и в «Эоне», а также в более коротком тексте «Попытка психологического истолкования догмата о Троице» [Jung 1991: 145–253].
В начале, говорит нам Юнг, есть Одно, Отец, первичное единство без дифференциации, бессознательное единство самого себя (здесь мы можем думать о первичной Самости Майкла Фордхама). Когда сын, Христос (Эго (селф-объект) в теории Майкла Фордхама), отделяется от Отца, появляется не только самосознание, но и его неизбежная Тень - Антихрист. В этой динамике Христос - образ Самости, Антихрист - Тень этого образа, и - говорит нам Юнг - тень Самости. Христос желает Бога, призывает и ищет единства, целостности, непорочности, бытия Единым целым; Антихрист отвергает его, нападает на него и очерняет его. Будучи тем, кто препятствует возвращению к недифференцированному бытию Единым, Антихрист необходим для развития сознания, для самоосознания Самости, для эволюции. Но он также очерняет и атакует стремление к Единому бытию и формирование нового единства в любой форме, стремясь тем самым к разрыву связи, к динамике разобщённости. Таким образом, он становится опасной разрушительной силой для связи и целостности индивида и его бытия.
На мой взгляд, опасность заключается не столько в существовании деструктивности, сколько в инициировании разрушения, в разъединении того, что таинственно организует динамику и переплетение сил жизни и смерти; и если бы существовало что-то в душе и в мире, что организовывало бы это движение разъединения, то в юнгианской мысли мог бы быть поставлен под сомнение образ Антихриста. В то время как одна часть энергии Антихриста - отказ, разрушительность - необходима для динамики противоположностей, для творчества, для того, чтобы стать живым и желающим - вещи должны умирать и трансформироваться, оппозиция должна формироваться и играть свою роль антагониста. Другая часть отказывается от единства, целостности, полноты и создаёт способы уничтожения всего целого. Этот аспект деструктивности трудно признавать. Может быть, это то, что Юнг называет абсолютным Злом, связывая его с архетипом Тени? Можно было бы думать о нём как о несводимой ни к чему, кроме себя самой, логике динамики архетипа Тени, существующей в себе и существующей на всех уровнях, в том числе и в динамике Самости, где она затем проявляется как Тень Самости. По крайней мере, на данный момент я думаю о динамике Зла, как о радикальном противодействии всякой осознанности и сплочённости, которое является частью архетипичной динамики Тени. Тень Самости тогда представляется не Злом, а одним из её проявлений.
В самом деле, если Юнг говорит об образе Антихриста как о тени Самости и как об образе зла, то делать заключение, что тень Самости — это Зло, мне кажется рискованным и проблематичным. Образ Дьявола или Антихриста как тени Самости и образа зла является, как мне кажется, динамичным и составным образом, который относится одновременно и к архетипу Самости, и к архетипу Тени. Он наполняется, заряжается энергией и частично упорядочивается - из-за своей функции конфронтации с фигурой уже сформировавшейся Самости - и представляет собой содержание, потенциально позволяющее другое понимание того, чем является Самость. Эти потенциальные содержания Самости очень близки к сырой, бурлящей энергии архетипа и переплетаются с другими изначальными элементами коллективного бессознательного, возникающими вместе с ними. Их проявления могут быть жестокими и разрушительными и, таким образом, яростно посягают на стабильность и целостность человека или сообщества. Их недифференцированность, их смешанный, тёмный и отталкивающий характер, их неоднородность и отсутствие связи с тем, что кто-то или мы сами относим к идее Самости, делает их трудно понимаемыми и интегрируемыми в новую концепцию Самости. Тень, в свою очередь, это динамика, которая, по самой своей природе, отвергает, противостоит. В динамике Самости, а также во внутренней и внешней общности, эта сущность навязывает своё несогласие вплоть до активного отказа от единения, сплочённости, полноты, целостности и интеграции. Она создаёт брешь, необходимую для поддержания динамики противоположностей, и, следовательно, для развития и эволюции; но, согласно своей неумолимой логике, будет способствовать сохранению этого разрыва, расширению бреши между противоположностями и, таким образом, активному поддержанию раскола и формированию разъединения, разрыва связи. Стремление разрешить конфликт, разжигаемый действием Тени, и динамика, реализующая это желание, поддерживаются и упорядочиваются архетипом Самости. Динамика Самости работает на заднем плане, структурируя пространство, quaternio, в котором конфликт может разыгрываться, противоположности могут разделяться, отстаивать свои различия, спорить, встречаться и, возможно, объединяться. Юнг говорит нам, что решение, если оно есть (чтобы быть уверенным в этом заранее, нужно дать Самости магическое превосходство, отменяющее реальность автономии деструктивности), появится после опыта противостояния, после того, как человек или лица, вовлечённые в конфликт, претерпели и вынесли его наилучшим образом, каким только смогли, не разрушив всё вокруг. Решение приходит через осознание и принятие того, что причинило боль, что обидело, что принесло вред. Оно появится, говорит Юнг, удивительным образом, откуда не ждали и в неожиданном виде. Это не окончательное урегулирование в том смысле, что оно обеспечит искоренение зла и разрушений, а разрешение конфликта, переживаемого в данный момент. Также в результате столкновения с разрушительностью и злом происходит трансформация жизненного пути, появление надежды, постижение человеческой сущности и обретение своей позиции, иными словами трансформация нашего представления о Самости, об imago dei.
Юнг неоднократно подчёркивает духовную и жизненную необходимость учёта реальности динамики Зла в нашей концепции Самости, в процессе эволюции и развития человека, в нашем понимании психики и природы. Зло, говорит он нам, присутствует в Самости. Его динамика творится по ту сторону Эго. Как и то, что Фрейд описывает как влечение к смерти, Зло представляется непроизвольным, слепым, не имеющим никакого намерения, кроме неумолимости своей собственной логики. Это архетипическая изначальная сила, динамическая реальность, которую он тоже называет демонической, и которая представлена в таких образах, как Дьявол или Антихрист. Столкновение с этой реальностью, говорит он, порождает, как и конфронтация с Тенью на разных уровнях, кризис, переживание внутреннего конфликта. При этом ставится под сомнение наше видение устройства мира и человека, а также наше определение добра и основ нашей этики. Переживания в ходе конфликта также приводят к трансформации нашего понимания Самости, трансформации сознания, которая закладывает основы для нового подхода, «подхода, который включает в себя зло», и это изменяет способы нашего взаимодействия и совладания с деструктивностью и злом.
6 Психический образ Бога или imago dei, как бессознательный образ того, кто организует и управляет функционированием мира и психики, Юнгом определяется как образ Самости.